Интервью учащимся школы журналистики им В. Мезенцева (декабрь 2024) Ч. 1
Писатель и литературный гид по Москве, автор романов «ЦИФМИН» и «Поезд на Правдинск идет без остановок» Николай Болошнев рассказал о том, как бороться с творческими блоками и поделился своим мнением относительно будущего книг.
— Как Вы справляетесь с творческими блоками?
— Есть несколько способов. Для начала советую завести писательский блокнот. Когда вы ведёте его достаточно долго, в нём накапливается много разных идей, наблюдений и деталей, про которые вы скорее всего уже забыли. Перечитывая блокнот, вы можете вспомнить сюжетный ход, нужную фразу или образ человека, который вы сможете вписать в роман или рассказ. Это может помочь и дальше все сложится, как в домино.
Второй момент — нужно отпустить ситуацию, попробовать отойти от текста, постараться не думать ни о чем. Часто, когда ты перестаешь себя мучать тем, что нужно писать, вдохновение и идеи возвращаются.
Третий момент — инструментальный, но он очень полезный. Если вам нужно сделать что-то достаточно быстро, просто берите лист бумаги или компьютер и начинайте писать все, что угодно. Просто за счёт процесса вы начнёте «въезжать» в написание текста и писать уже то, что вам нужно.
— Как бороться со страхом «белого листа»?
— Его трудно совсем побороть, потому что текст нужно как-то начать, это сложно. Во-первых, помогает продумать концовку, понять, куда ты идешь. Когда вы начинаете писать текст, можно не знать, что будет в середине, но лучше сразу решить, как он закончится. Это поможет осознать, где стартовая точка героя. Во-вторых, можно попробовать совсем проигнорировать этот страх, то есть начинать писать с того места, в котором вы уверены, а потом вернуться и дописать начало. Это не повлияет на скорость написания. Такой метод работает и с другими сценами. Вы можете записать отдельную сцену, которая произойдет далее по ходу сюжета, чтобы потом подредактировать и вставить в нужное место.
— Какую роль исследование играет в процессе написания?
— Зависит от темы. Если это автобиографическое произведение, то исследование может вообще не понадобиться, вы просто пишите про свой переработанный опыт, рефлексируете о нем. Нужно понимать, о чем и о ком вы пишете. Чтобы была правдоподобность, нужно описать определенные детали и сохранить общий смысл. Например, чтобы у геолога были правильные инструменты, и чтобы его работа была реалистично описана, нужно собрать информацию. Сейчас, когда я пишу роман про девушку-шаманку Аяну из последней сказки «Поезд на Правдинск идет без остановок», мне приходится проводить много исследований. С одной стороны, нужно реалистично показать бурятскую бытовую культуру, в которую я изначально не погружен, а с другой — необходимо хотя бы отчасти думать как шаман. Для этого я читал книги, слушал лекции, ездил в Бурятию, общался с шаманами и местными жителями.
— Как Вы работаете над диалогами в своих произведениях?
— Мне они даются проще всего. Поскольку я воспринимаю информацию, в первую очередь, на слух, мне легче их воспроизвести. Иногда полезно послушать людей в общественных местах: транспорте, барах, ресторанах, банях. Важно найти или просто придумать интересный «нерв» разговора. Диалог должен к чему-то вести, он тоже двигатель текста: раскрывает сюжет и отношения между персонажами, придает динамику. Когда текст тяжелый, важно читателю немножко дать выдохнуть, добавить юмора.
— Как Вы выбираете названия для своих книг?
— Обе книги у меня вышли с названиями, которые я придумал не сам, потому что мне они не очень хорошо даются. В первый раз я записал название цифровым кодом «010101», мне показалось, что это весело. Но издатель сразу сказал, что оно непроходное и никто никогда его не поймет. Мы много размышляли и решили остановиться на «ЦИФМИН» — «Цифровом министерстве».
Для второй книги еще сложнее было придумать название. В начале оно звучало «Сказки Софьи Власьевны», и это название даже сохранилось в предисловии. Но «Сказки Софьи Власьевны» большинству ни о чем не скажут. Софья Власьевна — это эвфемизм обозначающий советскую власть, такой очень старый мем из 50-х годов, который сейчас никто не помнит. Когда я придумал название, то сразу понял, что его будут менять. Дальше мы очень долго придумывали новое. Каких там только не было вариантов, например, «О чем молчат грибы». Но в итоге выбрали «Поезд на Правдинск идет без остановок», потому что действительно в романе есть и поезд и город Правдинск, и мне показалось, что это название достаточно удачное.
— Каковы главные составляющие хорошей книги?
— Основа хорошей книги — это интересный сюжет, вторая составляющая — мысль автора, третья —стиль письма. Бывает, что стиль не очень, но из-за удачного сюжета и общей смысловой нагрузки всё равно интересно читать. С другой стороны, если есть сюжет и стиль, но нет мысли, то скользишь по тексту, но в какой-то момент перестаешь понимать, зачем вообще все это.
— Какие навыки наиболее важны для писателя?
— Главное для писателя — это усидчивость, потому что написание книги требует очень много времени и терпения. У меня написание каждой книги занимает примерно два года. Второе — это открытость восприятия, то есть готовность наблюдать и видеть, слушать и слышать. Писатель должен быть губкой и ретранслятором. Он вбирает в себя информацию, перерабатывает еë и выдаёт читателю. В этом плане ты не совсем себе принадлежишь, а воспроизводишь то, что у тебя родилось в голове, и текст живет своей жизнью. Даже сюжет, когда его пишешь, часто ведет тебя не туда, куда ты изначально предполагал. И это хорошо, потому что когда человек, например, насильно пытается через книгу пропагандировать свои политические взгляды — это убивает текст. Главное писателю быть открытым, честным с текстом. Ну и запастись терпением.
— Как Вы относитесь к полностью коммерциализированным книгам?
— Я считаю, что в них нет ничего плохого. Людям нужно развлекаться, и для кого-то развлечение и отдых — читать такие книги, а для других — писать их. Я не могу сказать, что много их читал, но некоторые из них довольно приятные. Просто изначально надо понимать, что в них не надо ждать глубин.
— Как начать зарабатывать на писательской деятельности?
— Практически никак. Но у тех авторов, которые зарабатывают на писательстве, есть один рецепт — это писать как можно больше. Чем больше у вас книг, тем больше вы получаете авторских отчислений. Правда это все равно не очень большие деньги.
Более реально получить прибыль от экранизаций. Я бы советовал всем авторам сохранять права на экранизации, потому что нередко издательство хочет забрать их себе. На их продаже можно заработать хорошие деньги. Еще один вариант — работать в смежных сферах, например, в сценарной. Сценаристам платят значительно больше. Но если вы пишите только сценарии, то на литературу времени не остаётся. В этой сфере очень большой поток работы.
Раньше еще был такой способ заработка, как продажа прав на перевод и печать заграницей. Если ваша книга издается на английском, то у нее принципиально большие тиражи и количество читателей, и деньги там платят соответственно другие. Но сейчас это даже технически не очень возможно, кроме того, мало кто из русских авторов издается в дальнем зарубежье.
— Насколько важны связи в сфере писательства?
— Важны даже чуть больше, чем в других, потому писательство — это сейчас не совсем коммерческая сфера. То есть большая часть книг — убыточная. Бестселлер трудно предугадать и сделать, поэтому книги зачастую выпускаются в темноту: неизвестно понравится она аудитории или нет. Если у вас есть возможность прислать свою книгу конкретному редактору, то вероятность, что ее издадут, выше. В тех сферах, где обороты выше, так не работает. Например, в музыке важно, чтобы это сразу был хороший продукт, на котором продюсер будет зарабатывать.
— Каким Вы видите будущее книг?
— Книга станет важным статусным товаром. С экономической точки зрения это будет ниша похожая на ту, которую сейчас занимает винил. Есть четко очерченная группа людей — ценители, которые его слушают, за их счет спрос поддерживается и растет. Также останутся и ценители книг, которые будут издаваться небольшими эксклюзивными тиражами. Массовую литературу, как она была раньше, трудно представить в будущем, а нишевая история возможна.
Также будут процветать различные электронные форматы. Это заметно по тому, как в электронные читалки заходят крупные игроки. Например, есть МТС-строки и Яндекс-книги, бывший «Вookmate». Сейчас по подписке «Яндекс» вы можете слушать и читать любые книги. Это совершенно другая экономика, модель потребления. Она, конечно, поменяет литературу, но не сильно. Главная особенность книг неизменна — их нужно прочитать, а этот процесс трудно ускорить. Чтение требует времени, даже если вы слушаете аудиокнигу.
Беседовала Анастасия Смирнова
Читать на сайте Школы журналистики